Регулирование рынков криптоактивов (MiCA)

В июне 2023 года Европейский союз ввел Положение о рынках криптоактивов (MiCA) — нормативную базу, предназначенную для регулирования сектора криптоактивов. Это знаковое постановление направлено на решение проблем и рисков, связанных с индустрией цифровых активов, которая до сих пор в значительной степени функционировала вне рамок традиционного финансового регулирования. 

Введение MiCA знаменует собой значительные усилия ЕС по стандартизации правил для всех стран-членов, обеспечивая более безопасный, прозрачный и стабильный рынок криптоактивов. Уделяя особое внимание защите потребителей, целостности рынка и финансовой стабильности, MiCA прокладывает путь к массовому внедрению криптоактивов, способствуя инновациям и росту отрасли. По мере развития пространства цифровых активов MiCA представляет собой важный шаг вперед в создании всеобъемлющей правовой базы, которая уравновешивает потребности потребителей, инвесторов и заинтересованных сторон отрасли.

Регулирование рынков криптоактивов
Содержание

Основные цели и сфера применения

  • Защита потребителей: Цель MiCA — защитить инвесторов и потребителей, требуя прозрачного раскрытия информации и честной маркетинговой практики, помогая потребителям принимать обоснованные решения о криптоактивах.
  • Целостность рынка: Регулирование направлено на предотвращение рыночных злоупотреблений, манипуляций и мошенничества на рынке криптоактивов, создавая более безопасную и надежную инвестиционную среду.
  • Финансовая стабильность: Регулируя значительную деятельность, связанную с криптоактивами, MiCA намерен снизить системные риски и обеспечить стабильность финансовой системы.
  • Инновации и конкурентоспособность: Осуществляя регулирование, MiCA также поддерживает инновации, обеспечивая конкурентоспособность и инновационность финансового сектора ЕС, ответственно подходя к внедрению технологических достижений.

Основные положения

  • Прозрачность и раскрытие информации: эмитенты криптоактивов должны опубликовать «белую книгу» с подробным описанием проекта, рисков и другой важной информации. Компетентные органы должны утвердить этот документ.
  • Авторизация и надзор: Поставщики услуг криптоактивов (CASP), включая биржи, провайдеры кошельков и другие, должны получить разрешение от национальных компетентных органов для работы на территории ЕС. За ними будет осуществляться постоянный надзор.
  • Меры по защите потребителей: MiCA содержит конкретные положения по защите потребителей, такие как четкие предупреждения о рисках, запрет на вводящие в заблуждение практики, а также правила управления и конфликта интересов.
  • Операционная устойчивость: Организации должны продемонстрировать операционную устойчивость к широкому спектру рисков, включая киберугрозы, чтобы обеспечить непрерывность и целостность своих услуг.

Влияние и последствия

  • Для криптовалютного рынка: MiCA, вероятно, приведет к увеличению расходов на соблюдение требований для криптовалютных компаний, но также обеспечит более четкую нормативную среду, которая может повысить доверие потребителей и способствовать более широкому принятию криптоактивов.
  • Глобальные последствия: Будучи одной из первых комплексных нормативно-правовых баз для криптоактивов, MiCA может послужить моделью для других юрисдикций, потенциально влияя на глобальные стандарты регулирования криптовалют.

Преимущества и недостатки MiCA

Преимущества МиКаНедостатки МиКа
Правовая определенностьСложные правила, которые необходимо соблюдать
Правила, адаптированные под криптовалютыШтрафы за ошибки
Доверие к настороженным клиентамОграничения на продажу долларовых стейблкоинов
Единая лицензия на ведение деятельности на всей территории блокаНФТ — серая зона
Привлечение инвестиций TradFiНеясно, как будет осуществляться правоприменение за рубежом

Криптоактивы, не подпадающие под действие MiCAR

Децентрализованные финансы

Децентрализованное финансирование (DeFi) представляет собой смену парадигмы в финансовом секторе, предлагая услуги от кредитования до торговли активами без централизованных посредников. Несмотря на революционный потенциал DeFi, присущая ему децентрализация создает уникальные проблемы в области регулирования, часто ускользающие от традиционных нормативных рамок, таких как MiCA. Отсутствие центрального эмиссионного органа означает, что некоторые протоколы и активы DeFi не имеют четкого нормативного надзора, предусмотренного MiCA, и перемещаются в водах, которые еще не были определены всеобъемлющими нормативными актами ЕС.

Несъедобные жетоны

Нефунциклирующие токены (НФТ), цифровые активы, представляющие собой право собственности или доказательство подлинности уникальных предметов, еще раз демонстрируют сложности регулирования криптовалют. Учитывая их уникальность и широкий спектр активов, которые они представляют, от цифрового искусства до прав на реальные активы, НФТ находятся в серой зоне регулирования. Действующая система MiCAR в первую очередь направлена на взаимозаменяемые активы, оставляя НМТ в ограниченном пространстве, где защита потребителей и принципы целостности рынка менее определены.

Криптовалюты в рамках существующего законодательства

Кроме того, криптовалюты, которые уже регулируются существующим финансовым законодательством и признаны ценными бумагами, деривативами или другими финансовыми инструментами, остаются вне сферы действия MiCAR. Эти активы по-прежнему регулируются уже существующими нормативно-правовыми актами, которые могут или не могут в полной мере учитывать новые риски и возможности, открывающиеся в цифровую эпоху.

Классификации и требования к криптоактивам

Другие криптоактивы — Раздел II:

MiCAR устанавливает основополагающий протокол для криптоактивов, которые не квалифицируются как токены с привязкой к активам (ART) или токены электронных денег (EMT). Эмитенты таких активов обязаны придерживаться всеобъемлющего режима уведомления, обеспечивающего прозрачность и подотчетность. Ключевым среди этих требований является обязательство разработать, уведомить и опубликовать техническую документацию по криптоактивам (CA-WP), в которой тщательно прописаны содержание и форма, предусмотренные MiCAR. Этот краеугольный документ в сочетании со строгими рекомендациями по маркетинговым коммуникациям должен быть представлен компетентному органу, что подчеркивает ответственность эмитента за достоверность предоставленной информации. Примечательно, что предложения, адресованные менее чем 150 лицам в каждом государстве-члене ЕС, или предложения, не превышающие в общей сложности 1 млн евро за 12 месяцев, освобождаются от этих требований, что обеспечивает определенную гибкость для менее масштабных операций.

Токены с привязкой к активам (АРТ) — Раздел III:

Выпуск и публичное размещение АРТ подвергаются более строгому регулированию, что отражает их потенциальное влияние на финансовую стабильность и доверие потребителей. Помимо обязательств CA-WP, организации, занимающиеся размещением АРТ или стремящиеся получить допуск к торгам, должны получить разрешение, основанное на строгих критериях соответствия и надлежащего поведения. Хотя кредитные организации, входящие в CRR, освобождаются от получения такого разрешения на выпуск АРТ, они должны заблаговременно уведомить об этом компетентные органы. Кроме того, на эмитентов АРТ распространяются требования к собственным средствам, мандаты по составлению резервов активов и политика депозитарного обслуживания, что обеспечивает надежную систему снижения рисков. Важно отметить, что АРТ также обязаны разработать планы восстановления и оперативного погашения, что повышает устойчивость к перебоям в работе. АРТ, которые либо не превышают порог в пять миллионов евро за 12 месяцев, либо ориентированы исключительно на квалифицированных инвесторов, освобождаются от этих строгих требований.

Токены электронных денег (EMTs) — Раздел IV:

Для ЭМТ MiCA предусматривает отдельный путь регулирования, соответствующий существующим системам электронных денег. Эмитенты должны получить разрешение либо как кредитные учреждения CRR, либо как учреждения электронных денег, с четким запретом на предоставление процентов по ЭМТ. Выпуск и возможность погашения ЭМТ регулируются директивами MiCA, требующими сегрегации не менее 30 % полученных средств и инвестирования оставшейся части в безопасные, ликвидные финансовые инструменты. Как и эмитенты АРТ, эмитенты ЭМТ обязаны разработать планы восстановления и погашения, обеспечивающие непрерывность деятельности и защиту потребителей.

Услуги в области криптоактивов — Раздел V:

Центральным элементом архитектуры MiCA является гармонизация пруденциальных стандартов и стандартов ведения бизнеса для всех поставщиков услуг криптоактивов (CAS-Providers), охватывающих широкий спектр услуг — от торговых платформ до кастодиальных, биржевых и консультационных услуг. Эта единая система гарантирует, что все участники рынка будут придерживаться последовательных и высококачественных стандартов, способствуя созданию безопасной, прозрачной и динамичной экосистемы криптоактивов.

MiCA будет применяться с 30 декабря 2024 года, за исключением разделов III и IV, которые будут применяться с 30 июня 2024 года.

Заключение

Введение единой правовой базы MiCA для криптоактивов знаменует собой трансформационный этап для рынка цифровых активов ЕС, позволяя компаниям беспрепятственно предлагать и обслуживать криптоактивы на территории государств-членов. Компании, ранее работавшие в нерегулируемой среде, теперь должны пройти процедуру лицензирования и внедрить соответствующие операционные практики. В то же время уже регулируемые организации могут обойти сложный процесс лицензирования, хотя и должны доработать свои системы в соответствии с особыми требованиями MiCA к криптоактивам. Эта эволюция регулирования подчеркивает поворот к стандартизированному надзору, что обещает повысить целостность рынка и защиту потребителей в европейском криптовалютном ландшафте.

Рахул - опытный автор-фрилансер, специализирующийся на криптовалютах, эксперт в области криптовалют, технологии блокчейн, НФТ и Web3.

Связанные статьи

ARE YOU NEW TO CRYPTO STAKING?